четверг, августа 25, 2011

Стандарту доллара уготована несчастная судьба

Понижение рейтинга подорвало доверие к доллару?

«США могут погасить любой долг, поскольку мы всегда можем напечатать для этого деньги», - отметил бывший председатель ФРС, Алан Гринспен, после того, как агентство Standard & Poor понизило кредитный рейтинг США. Всякий раз, когда американские власти ссылаются на свою способность печатать денги, люди вспоминают Зимбабве. Как показал опыт злополучной африканской республики, печатанию денег есть предел, после которого экономика погружается в гиперинфляцию. Но Зимбабве больше не страдает от гиперинфляции. Согласно отчету аналитического отдела журнала «The Economist», среднее значение инфляции в этом году составляет всего 5.5%.Как им удалось совершить чудо?Они сделали американский доллар своей основной валютой.Америка, может, и потеряла свой статус ААА, но, по словам управляющего директора Standard & Poor, Джона Чэмберса, доллар «останется ключевой резервной валютой при любом развитии событий». Зимбабве является одной из 66 стран, помимо Америки, которая по последним подсчетам МВФ, либо ввела доллар в обращение, либо привязала к нему свою валюту, либо контролирует валютный курс против него. Его единственный действующий соперник обладает гораздо меньшим влиянием. Евро насчитывает 25 поклонников, из которых 17 являются членами зоны евро. Совместный ВВП 66-ти членов блока доллара составляет почти $9 триллионов или 14% от мировой экономики. Список включает в себя такие крохотные страны как Сент-Китс и Невис, а также густонаселенные страны как Бангладеш и средние экономические державы как Саудовская Аравия. Блок состоит из таких союзников как Катар и бунтарей как Венесуэла, которая выражает презрение к американскому империализму и одновременно отказывается от суверенитета валюты в пользу американского Центробанка. Увы! Не все спокойно в блоке доллара. В прошлом году среднее для всех членов группы значение инфляции составило 5.6% без учета ВВП. В этом году возможен рост почти до 8%.

Известно, что крупнейшим членом блока доллара является Китай, который жестко контролирует движения юаня против американской валюты. Он грезит созданием собственной резервной валюты. Многие страны пристально следят за китайской валютой, поскольку они не могут позволить себе лишиться конкурентоспособности против крупного экспортера. Анализ, проведенный экономистами из Национального института общественных финансов и политики в Дели, показал, что юань оказывает ощутимое влияние на 33 валюты. Гонконг оказался зажат между блоком доллара и потенциальным блоком юаня. Привязка гонконгского доллара, которую поддерживал валютный комитет, была вполне обоснована, когда юань также был привязан к американской валюте. Но, поскольку юань отделился от доллара, Гонконг будто тянут в разные направления. Некоторые ратуют за признание юаня как законного платежного средства наравне с гонконгским долларом. Однако политики Гонконга стараются не распространяться на эту тему. Они беспокоятся о том, что обсуждение альтернатив привязки к доллару может подорвать доверие к нему. После понижения кредитного рейтинга агентством S&P, глава гонконгской денежно-кредитной администрации, Норман Чан отметил, что привязка к доллару «принесла Гонконгу много пользы, поддерживая монетарную и финансовую стабильность с 1983 года». Нельзя допускать подобной преданности доллару, даже если он этого заслуживает. Десятого августа в газете Зимбабве «Newsday» задались вопросом: не пора ли стране «бросить» доллар, чтобы он не привнес американскую макроэкономическую небрежность. Некоторые считают, что южноафриканский ранд является более достойной альтернативой. Доллар остается ключевой мировой валютой, однако, даже жители Зимбабве ищут ему замену. А это недобрый знак!

Новости Dow Jones

четверг, августа 18, 2011

Европейский центральный банк в растерянности

Пуристы Центрального банка в замешательстве. Как Европейский центральный банк, немецкий институт, мог оказаться в положении скупки правительственных облигаций, выпущенных пятью из 17 его членов? Почему этот монетарный орган действует в качестве фискального агентства? Разве не предполагается, что ЕЦБ должен быть политически независимым и оперативно автономным институтом, задачей которого является борьба с инфляцией и защита валюты?

И да, и нет. И этот ответ говорит о тревожных реалиях деятельности современных центральных банков (или, если быть более точным, центральных банков в мире после разрыва пузырей, над которым нависают долговые проблемы и проблемы суверенного долга). Он также проливает свет на эндшпиль, который сейчас обретает свои очертания в сбитой с толку и неустойчивой еврозоне.

Рассмотрим случай из мореплавания, чтобы упростить понимание ситуации. Представьте себе, что очень быстроходное судно береговой охраны вызывают для спасения тонущей лодки. Во время проведения спасательной операции выясняется, что судно также должно спасти две другие, более крупные лодки. Оно делает это, но не раньше, чем капитан получает гарантии того, что более крупный корабль подходит для оказания помощи.

По мере того как экипаж уже обремененного спасательного судна ждет помощи, они вынуждены иметь дело с беспокойными пассажирами. Волнение в океане нарастает, и некогда проворное спасательное судно сейчас настолько перегружено, что некоторые офицеры начинают критиковать капитана, который в очередной раз призывает более крупное судно на помощь. К сожалению, этот корабль оказывается заложником запутанного чувства необходимости выполнения миссии и явного отсутствия срочности.

Капитализм обречен?

Высокая нестабильность и резкая коррекция курсов акций, ударившие сейчас по мировым финансовым рынкам, являются сигналом того, что большинство развитых экономик находятся на краю повторного экономического спада. Финансово-экономический кризис, вызванный чрезмерными долгами и огромными заемными средствами частного сектора, привел к выделению огромных заемных средств государственному сектору с целью предотвратить Великую депрессию №2. Но последующее восстановление в большинстве развитых экономик оказалось малокровным и происходит не на должном уровне, учитывая болезненное уменьшение выделения заемных средств.

Теперь сочетание высоких цен на нефть и товары, беспорядков на Ближнем Востоке, землетрясения и цунами в Японии, кризиса задолженности еврозоны и налогово-бюджетных проблем Америки (а теперь и снижения ее кредитного рейтинга) привело к сильному росту нежелания инвесторов принимать на себя риск. В экономическом плане США, еврозона, Великобритания и Япония работают вхолостую. Даже быстро растущие развивающиеся рынки (Китай, некоторые страны Азии и Латинской Америки) и экспортно-ориентированные экономики, полагающиеся на данные рынки (Германия и богатая ресурсами Австралия) переживают период резкого замедления экономического роста.

воскресенье, августа 07, 2011

Корень всех кризисов суверенного долга

Греческий долговой кризис поставил вопросы о том, может ли евро выжить без почти невообразимой централизации налогово-бюджетной политики. Но есть и более простой путь. Безответственное заимствование правительствами на международных кредитных рынках требует безответственного же предоставления кредитов. Органы, осуществляющие контроль над банками, должны просто сказать «нет» такому предоставлению кредитов учреждениями, которые уже попали к ним «на учет».

Предоставление кредитов иностранным правительствам различными способами, несомненно, более рискованное занятие, нежели необеспеченный частный долг или «бросовые» облигации. Частные заемщики зачастую должны предоставлять имущественный залог, например свои дома. Имущественный залог ограничивает риск для кредиторов, а страх перед потерей заложенной недвижимости поощряет заемщиков действовать осмотрительно.

Но правительства не обеспечивают имущественного залога, и главный стимул погашения ими долгов – страх быть отрезанными от международных кредитных рынков ‑ происходит из ошибочного предубеждения. Только те правительства, которые хронически неспособны финансировать свои издержки поступлениями от собираемых в стране налогов или за счет внутреннего займа, должны продолжать заимствовать крупные суммы за границей. Сильная тяга к услугам иностранных кредиторов обычно проистекает из некоторой глубоко укоренившейся формы неверного управления.


Невыгодная сделка для будущего Америки

Бюджетное законодательство США, которое после болезненного обсуждения президент Барак Обама подписал 2 августа, представляет собой сочетание повышения «потолка» государственного долга Америки с одновременным сокращением федеральных расходов, предотвращая, таким образом, перспективу первого дефолта за всю 224-летнюю историю США. Однако у достигнутой договоренности есть три основных недостатка. Два из них уравновешивают друг друга, однако третий представляет собой угрозу для того, что больше всего будет необходимо Америке в ближайшее время: для экономического роста.

Первым недостатком является то, что сокращение расходов происходит в неблагоприятное время: осуществление сокращения в тот момент, когда экономика Америки ослаблена, создает риск начала новой рецессии. Следующим недостатком этой меры является то, что сокращение расходов, которое она разрешает, является незначительным. Несмотря на то, что закон предполагает слишком незначительные меры для решения проблемы хронического и растущего бюджетного дефицита Америки, ущерб, который он может нанести экономике в краткосрочной перспективе, скорее всего, будет ограничен.

Третьим и наиболее опасным недостатком является то, что сокращение расходов происходит в неправильных местах. В связи с тем что демократы в Конгрессе обладают практически религиозной приверженностью к защите и ненанесению ущерба главным программам по обеспечению благосостояния граждан старшего поколения, по социальной защите и оказанию медицинской помощи престарелым, то этих программ законодательство не коснулось совсем. Расходы на эти программы резко вырастут, когда 78-миллионое поколение « бэби-бумеров» ‑ тех, кто родился в период между 1946 и 1964 годами, ‑ выйдет на пенсию и будет получать выплаты: это станет причиной самых больших правительственных расходов и создаст перспективу дефицита на многие годы вперед. Кроме того, принимая во внимание, что у республиканцев в Конгрессе такая же устойчивая аллергия на повышение любых налогов, в любое время и при любых обстоятельствах, этот законопроект совсем не предусматривает повышения налогов, даже для самых богатых американцев, с целью сокращения бюджетного дефицита, который он создает.